- КОНСЕРВАТИЗМ
- (от лат. conservare — сохранять) — идеологический феномен, наряду с либерализмом и социализмом представляет собой одну из идеологий эпохи Просвещения и буржуазных революций.
В XVII–XVIII вв. идейная борьба разворачивалась между теми, кто отстаивал феодальные порядки — церковь, государство, деревенскую простую жизнь, семью и проч. (консерваторы), и теми, кто выступал за науку и технику, промышленность, город, свободу слова, институты гражданского общества, равные избирательные права всем видам меньшинств, предпринимательство без границ (либералы).
Именно в XVIII в. складывается новая концепция истории как освобождения человека. Либерализм, определяющий сущность человека как свободу, требует освобождения от прошлого, традиций, которые интерпретируются как оковы и рабство. Консерватизм, наоборот, предполагает проведение некой охранительной политики.
«Контрреволюционер», «реакционер», «консерватор» — так либералы клеймили тех, кто не разделял их ценностей. Эти характеристики должны были показать, что консерватизм — идеология торможения прогресса и не несет в себе никакой позитивной программы. Например, в слове «реакционер» присутствует семантика «вторичности», т. к. реакционер — это тот, кто реагирует на действия другого.
Кто такой консерватор? Это тот, кто всего лишь консервирует, сохраняет, однако никакого движения вперед он не предполагает. Тогда как каждое следующее поколение считало себя более свободным и прогрессивным, чем предыдущее, то, соответственно, все прошлое объявлялось реакционным и консервативным. Однако наступил момент, когда либеральные идеи в результате безудержной гонки за миражом прогресса оказались запятнаны кровью миллионов людей. Тогда симпатии усталого от революций и бесконечных изменений общества вернулись к тем, кто был назван консерваторами.
Консервативные идеи развивали Э. Берк (1729–1797), Ж. де Местр (1753–1821) и Л. де Бональд (1754–1840). В их трудах концепция истории представляет собой перевернутую теорию прогресса, удачно подогнанную под некоторые интерпретации христианской истории: мир движется к апокалипсису, любое изменение есть изменение к худшему, следовательно, нужно избегать изменений, ибо противостояние изменениям (консервация) — благо. Те же изменения, которые можно признать полезными, необходимыми, должны вводиться плавно, эволюционно, но никак не революционно.
Основные положения консерватизма таковы:
1. Основа общества — религия. Человек — существо по своей природе религиозное, следовательно, для него естественно религиозное смирение и самовоспитание, нежели политическая и общественная деятельность.
2. Общество — продукт истории, а не конструирования. Нет никаких «общественных договоров». Политические институты накапливают знания многих поколений столетиями, что определяет уважительное отношение к ним. Все изменения нужно осуществлять предельно осторожно.
3. В общественной жизни имеет значение не только разум людей, но и их привычки. Поэтому общественная и государственная жизнь во многом опирается на предубеждения и опыт, т. е. на то, что появляется раньше убеждений и имеет инстинктивный, а не рациональный характер. Именно в привычках концентрируется правда, проверенная временем и опытом поколений.
4. Общество значит больше индивида, а потому права личности связаны с ее обязанностями. Поскольку человеческая природа, а не общественное устройство, является носителем зла, то все планы и попытки построить идеальное общество безосновательны и бесполезны. Гораздо полезнее воспитывать человека.
5. Общество — это в первую очередь иерархия социальных слоев, групп, индивидов. Равенства не существует, неравенство естественно и необходимо, т. к. благодаря неравенству общество становится управляемым и упорядоченным. Каждому даруются разные таланты, и именно
это обусловливает творческий процесс, создание всех достижений мирового искусства и культуры. В дилемме свобода или равенство безусловный приоритет принадлежит свободе.
6. Проверенные жизнью, сложившиеся формы общественного устройства и государственного управления предпочтительнее новых, рискованных проектов. Невозможно уничтожить все недостатки. Стремления же победить всякую несправедливость, как правило, заканчиваются еще большими бедами и злом. Общество можно улучшать лишь в рамках уже существующего.
Консерваторами — сторонниками этих идей в России были, например, Николай I, Александр III, граф С. Уваров, К. Победоносцев, К. Леонтьев. Однако эта аристократическая трактовка консерватизма оставляет нерешенным вопрос, почему консерватизм существует до сих пор, когда социальные слои, поддерживавшие эту идеологию, давно ушли в прошлое?
На самом деле правильнее рассматривать консерватизм не как «идеологию феодального дворянства и клерикальных кругов», а как современный феномен, поскольку он имеет общее для эпохи Просвещения убеждение, что сущность человека есть свобода.
Либерал говорит, что свободный свободен от прошлого, а консерватор возражает: нельзя бездумно уничтожать прошлое, т. к. оно было порождением человеческой свободы.
Либерал говорит, что свободный человек не будет поклоняться никакому высшему существу, а консерватор возражает: Бог мыслится нами как абсолютно свободная сущность, значит, истинный либерал должен верить в Бога.
Либерал говорит, что свободный человек превыше государства, а консерватор возражает: только в государстве и гарантируется свобода отдельных людей, оно возникло для защиты свободы одного, развивалось далее для защиты свободы некоторых и сегодня служит защите прав и свободы всех. Значит, истинный либерал должен быть государственником.
Также проявлением свободы является и собственность — она проявление воли и власти человека как свободного существа над вещью природы. Значит, истинный либерал должен быть за собственность, против всяких социализмов и коммунизмов.
Вся предшествующая история тоже порождение свободы, а значит воевать с историей — это воевать со свободой. В ходе истории человек показал, на что он способен: были беспримерные подвиги, были низость, предательство и рабство, был великий террор, было великое благоденствие, был хаос, но был и порядок. Ничего нового человек уже не создаст, а значит просто надо обобщить и упорядочить все проявления свободы, а затем сознательно их использовать во всех сферах общественной и государственной жизни.
На основании этих положений были попытки представить консерватизм как некий вневременной феномен, утверждающий вечные ценности типа порядка, равновесия, постоянства. Дескать, консервативные убеждения высказывали такие исторические личности как Лао-цзы, Конфуций, Платон, Аристотель, Гуго Гроций и др. Этой консервативной линии в истории философской мысли соответственно противопоставляется «революционное генеалогическое древо». Тем не менее, очевидно, что консерватизм все равно остается в подчиненном положении у либерализма. Ведь именно новаторы творят историю: они создают то, что потом, уже позже, сохраняют консерваторы.
В общественном сознании стало обычным представление, что в молодости человеку свойственно быть либералом, а в старости консерватором. Консерватор отличается трезвым, взвешенным отношением к жизни. Действительность для консерватора более значима, чем гипотетическая возможность, близкое — более, чем далекое, а настоящее для него предпочтительнее, чем счастье будущего.
Выбор между традициями и нововведениями консерватор сделает в пользу традиций. И даже если консерватор согласен с тем, что свобода является «самой существенной сущностью человека», а историю делают разные революционеры, то он будет утверждать, что якорь не менее важен не корабле, чем парус, а тормоз в машине — чем газ… Этого либерального течения в консерватизме придерживались М. Сперанский и О. фон Бисмарк, Г. В. Ф. Гегель и П. Столыпин, а XX в. — М. Ататюрк и У. Черчилль, Ш. де Голль и К. Аденауэр.
После Первой мировой войны консерватизм, долгое время уступавший в европейской интеллектуальной моде социализму и коммунизму, вновь стал популярен. Он проявился в наиболее радикальных формах традиционализма и неоязычества (Ф. Ницше, Л. Клагес, О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, Э. Юнгер, М. Хайдеггер), антисемитизма и фашизма (А. Гитлер, Б. Муссолини, А. Розенберг, А. Боймлер, Э. Крик, К Шмитт, Дж. Джентиле). Вдумчивое и осторожное отношение к новому усугубилось до его полного отрицания и углубления в традицию вплоть до язычества. Соответственно, прежним политическим категориям стали противопоставлять понятия, свойственные общинно-родовому мышлению. Так в фашизме вся история представляется через призму борьбы арийских и семитских рас за выживание.
Консерватизм очень быстро вытеснил либерализм как главного противника социализма и коммунизма, которые рассматривались как порождения евреев, которые якобы захватили идеологическую, финансовую и медийную власть над миром. Это столкновение левой и правой идеологий кончилось Второй мировой войной, которая характеризуется самыми масштабными жертвами в истории и невиданным раннее геноцидом.
Однако после Второй мировой войны консерватизм опять оказывается забыт. Он возрождается в новых формах, в частности, в неоконсерватизме, в трудах и деятельности Г.-К. Кальтенбрунера, Лео Страуса, С. Хантингтона, в политической практике Р. Рейгана, М. Тэтчер, Г. Коля, Дж. Буша-ст. и Дж. Бушамл., П. Бьюкенена и др.
Неоконсерватизм сочетает в себе приверженность свободному рынку и революционные методы насаждения своего порядка, государственный, религиозный мессианский патриотизм и геополитический подход. Сегодня к консервативным политическим силам относят республиканскую партию США, консервативную партию в Великобритании, французских голистов и партию Лепена, партию «Вперед, Италия» в Италии, ХДС/ХСС в Германии, ЛДПр в Японии, ЛДПР и в значительной мере «Единую Россию» в России.
Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.